Духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к историко-культурным, природным ценностям, народным традициям
Щепилина В.В., г.п.Хотимск
В современных условиях развития общества проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. В период сложных социальных и экономических условий, падение духовных и нравственных идеалов обращения к проблеме воспитания патриотизма должно стать стержнем нравственного формирования личности, которое определит будущее нашей страны. Интерес к вопросу воспитания патриотизма граждан в нашей стране связан и с тем, что для белорусов особенно остро стоят вопросы формирования национального самосознания, уважение к своему народу, родному языку, культурно-историческому наследию народа.
Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования обеспечивает планомерную и последовательную передачу исторического и социального опыта белорусского народа, воспитание уважения и гордости к государственным символам Республики Беларусь.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Важно, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь и уважение к семье, к своему дому, детскому саду, родному городу. Перед педагогами и родителями стоят важные сложные задачи: учить детей видеть красоту родной природы, гордится своей страной, проявлять интерес к доступным явлениям общественной жизни.
Цель патриотического воспитания детей направлена на формирование первоначальных представлений о родном крае, уважительного отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности, трудолюбия, приобщение к национальным ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям.
На протяжении 2020/2021 учебного года в государственном учреждении образования «Ясли-сад №2 г.п. Хотимска» особое внимание уделялось патриотическому воспитанию.
Воспитание основ патриотизма осуществляется в рамках образовательной области «Ребенок и общества» учебной программой дошкольного образования. В реализации содержания образовательной деятельности используется тематическое планирование, способствующее эффективному усвоению детьми представлений о своей Родине. Содержание работы по патриотическому воспитанию дошкольников в учреждении дошкольного образования включает следующие темы: «Семья», «Детский сад», «Родной город», «Родная страна». Предполагаемое здесь содержание работы может быть включено в содержание других образовательных областей.
На протяжении учебного года в процессе специально организованной и нерегламентированной деятельности проводились занятия: «Знаем ли мы Беларусь?», «Символы Беларуси», «Мой город Хотимск» и т.д.; беседы: «Беларусь - моя Родина», «С чего начинается Родина?», «Нам не нужна война» и т.д.; дидактические игры: «Угадай места достопримечательности», «Узнай свой город», «Собери герб из фрагментов», «Сложи орнамент», «Беларусь и наши соседи» и т.д.; подвижные народные игры и хороводные «Садзі лянок», «Барада», «Лапці, «Іванка», «Хустачка» и др. В группах созданы патриотические уголки, которые нам также помогают в решении данной задачи. Работа по патриотическому воспитанию проводится с широким использованием игр, иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений, предметов декоративно-прикладного искусства, слайдов, видео-презентаций и т.д.
Воспитатели дошкольного образования нашего учреждения дошкольного образования принимают активное участие в районных и областных мероприятиях по данной теме.
Приняли участие в конференции «Организация проектной деятельности и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста». Был представлен познавательно-исследовательский проект «Хотимск мой родной, земля беларусская!». Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, приобщение к историко-культурному наследию Хотимщины, изучение и использование в процессе работы народных традиций, знакомство с богатством и разнообразием местного животного и растительного мира. В ходе работы над проектом были реализованы задачи по формированию представлений у детей о «корнях» своей семьи, чувства привязанности и любви к родному краю, своей малой Родине, через приобщение к культурным народным традициям и знакомство с природными богатствами Хотимщины. Результатом работы проекта явилось создание интерактивной карты «Хоцiмск-зямля беларуская».
Интерактивная карта «Хоцiмск-зямля беларуская» является справочником для детей и их родителей об основных достопримечательностях городского поселка Хотимска с описанием, фотографиями, местом их нахождения. Данная работа приняла участие в конкурсе, организованном в рамках областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе».
На областную панораму педагогического опыта для педагогических работников учреждений дошкольного образования «Сваёй зямлёй я вельмі ганаруся» был представлен опыт работы в форме видеоролика «Я гэты край Радзімаю заву». Видеоролик рассказывает о природных, исторических и культурных памятниках, традициях и обычаях малой родины, раскрывающих красоту, разнообразие и самобытность различных уголков родной Хотимской земли.
Воспитатели дошкольного образования приняли участие в областном фестивале образовательных проектов для педагогических работников учреждений дошкольного образования по теме «Прошлое и настоящее моего города». Результатом проекта был праздник «Мой любимый город» с участием родителей, на котором демонстрировались выполненные в ходе проекта творческие работы, сообщается о совершенных практических делах.
Тесное сотрудничество воспитателей дошкольного образования детского сада с членами семьи выражается:
- в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников;
- обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком;
- обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей;
- вовлечении членов семьи в педагогический процесс;
- создании в детском саду и семье развивающей предметно-пространственной среды.
Были проведены родительские собрания «Самы лепшы – мой куток!», консультации «Путешествие по рекам и озёрам Беларуси», выставки детских работ «Па сукенцы бачаць, хто такі ідзе» (знатакі беларускага адзення), акция «Открытка ветерану» приуроченная к празднованию Дня Победы, участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов, открытые просмотры, мастер-класс, семинары.
Подводя итог, хочется сказать, что гражданское и патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в системе работы нашего дошкольного учреждения. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов Беларуси.