Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

Дата: 20 сентября 2021 в 14:19

  • <font face="georgia, palatino">АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних смотреть</font>

Причины насилия в семье

Внешние причины – это те причины, которые зависят не столько от решений или поступков конкретного человека, сколько от сопутствующих явлений:

- распространение в обществе деструктивного поведения (в том числе алкоголизма, наркомании);

- стереотипы, так прочно укоренившиеся в нашем обществе – «Бьет – значит,  любит!», «Бьют всех», «Стерпится - слюбится»;

- влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия;

- убеждения некоторых религиозных течений, в том числе сект, где принято считать насилие обыденным явлением;

- традиционный взгляд на положение женщин, мужчин и детей, в котором подчеркивается, что мужчина – абсолютный глава семьи, который наделяется «исключительными» полномочиями;

- географические, экономические, политические факторы.

Внутренние причины – это те причины, которые зависят от конкретного человека, его жизненного и семейного опыта, психического здоровья, уровня самосознания, образования и культуры, наличия вредных привычек и образа жизни:

- копирование модели взаимоотношений родителей, увиденной в детстве, а также стресс, полученный в результате неблагоприятной обстановки в семье;

- недостаток любви в детстве может стать причиной агрессии;

- генетически заложенный тиранический характер, врожденное стремление к власти и контролю над людьми в общем и партнером, в частности;

- желание неуверенных в себе мужчин исключить возможных соперников своим тираническим поведением;

- низкая культура поведения, непонимание потребностей партера во внимании, заботе, поддержке и взаимопонимании;

- алкоголизм или наркомания одного или двоих членов семьи, когда человек,  пребывает под воздействием тех или иных психотропных препаратов, вряд ли может поступать адекватно в какой-то конфликтной ситуации;

- сложное экономическое положение, которое приводит к дополнительному напряжению в семье, а также усложняет процесс ухода жертвы от насильника, если совместное проживание далее становится невыносимым;

- отклонения в психическом здоровье;

- низкий образовательный и культурный уровень;

- неудовлетворенность семейной жизнью. 


Памятка для педагогов по помощи детям

Помощь детям-жертвам насилия

Если ребенок говорит вам, что подвергается насилию

  • Поверить ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
  • Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ребенок.
  • Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.
  • Не преуменьшайте его боли, говоря, что «не случилось ничего страшного, все пройдет…».
  • Не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Психологическая помощь детям – жертвам насилия

Психологическая работа направлена на преодоление отчужденности ребенка путем установления доверительного контакта и нейтрализации аффективного состояния и в дальнейшем на коррекцию кризисного состояния и поведения.

Цели психологического сопровождения детей – жертв семейного насилия:

- формирование позитивной Я-концепции ребенка, пострадавшего от насилия;

- совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребенку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими;

- восстановление чувства собственного достоинства и положительного представления о самом себе;

- развитие и совершенствование социальных качеств личности ребенка;

- коррекция «сексуализированного» поведения;

- формирование способности к самопринятию;

- выработка способности к самостоятельному принятию решений.

Этапы психологического сопровождения ребенка

Этапы психологического сопровождения ребенка необходимо рассматривать через пошаговое решение отдельных психологических задач:

Шаг 1. Установление первичного контакта с ребенком.

Шаг 2. Установление терапевтического единства с ребенком.

Шаг 3. Развитие у ребенка способности проявлять доверие.

Шаг 4. Преодоление страхов ребенка.

Шаг 5. Смягчение чувства утраты и вины.

Шаг 6. Обучению вербальному и невербальному выражению чувств.

Шаг 7. Обучение выражению и контролю агрессии.

Шаг 8. Создание оптимальных условий для рассказа о злоупотреблении.

Шаг 9. Обучение умению видеть различия между «хорошими» и «плохими» тайнами.

Шаг 10. Формирование уверенности в себе, чувства независимости и чувства собственного достоинства.

Шаг 11. Коррекция восприятия тела и неадекватной возрасту сексуальности.

Шаг 12. Терапия посттравматического стрессового расстройства.

Шаг 13. Терапия диссоциативных расстройств.

Как помочь детям разобраться с их чувствами?

  • Дети показывают свои страдания и волнения при помощи своего поведения - сверхчувствительного, замкнутого или шаловливого. Дайте ребенку дополнительную поддержку, подбодрите его/её и будьте терпимыми, когда он/она находится в стрессовом состоянии.
  • Будьте чуткими к чувствам, которые ребенок вербально или невербально выражает.
  • Помогите детям научиться говорить о своих чувствах вместо того, чтобы ребенок просто замкнулся, научите разрешать проблемы словесно, а не физическим методом.
  • Проводите беседы о чувствах, выражая Ваши собственные переживания, замечайте чувства ребенка ("Мне становится грустно, когда я спорю со своими друзьями, возможно и тебе тоже").
  • Детей младшего возраста необходимо научить понимать свои чувства. Это помогает им войти в эмоции, более точно распознать их и справиться с ними.
  • Помогите детям научиться успокаиваться самостоятельно, когда они расстроены. Например, иногда ребенку постарше необходимо просто немного времени побыть одному.
  • Убедите ребёнка, что у всех детей возникают реакции на определенные ситуации ("Иногда дети пугаются и это нормально", "если что-то не работает, это тебя раздражает").
  • Иногда детям легче ответить на комментарий, чем на прямой вопрос, если что-то не так. ("Ваня, ты выглядишь немного расстроенным. Наверно, ты думаешь о своей мамочке").
  • Бывает так, что детям легче комментировать чувства ребенка в контексте чувств большинства детей ("Большинству детей становится страшно и грустно, когда их папа и мама ссорятся").

Виды и признаки насилия в семье

Насилие в семье – это целенаправленное эмоциональное или силовое принуждение, действие одного человека над другим человеком, осуществляемое с определенной целью, вопреки согласию, воле и интересам пострадавшего.

Основное отличие насилия в семье от других видов насилия заключается в том, что оно происходит между людьми, состоящими в близких или родственных отношениях.

Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву, с целью причинения физического вреда, выражающееся не только в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, но и умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение базовых потребностей: свободы, жилья, пищи, одежды и др.

Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отношений.

Психологическое насилие – это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим, нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т п.

Экономическое насилие – это лишение человека ресурсов, необходимых для удовлетворения его материальных потребностей. Может проявляться в запрете обучаться, работать, лишении финансовой поддержки, полном контролем над расходами.

Медицинское насилие – халатность и несвоевременность, проявленные при выдаче лекарств, намеренная передозировка лекарственного препарата либо, наоборот, умышленный отказ больному в получении необходимого лекарства.

Пренебрежение – безответственность или неспособность обеспечить  пожилому человеку необходимые для жизни условия: еда, питье, чистая одежда, безопасное и удобное жилье помещение, средства личной гигиены, медицинское обслуживание и другое.

 Механизм возникновения домашнего насилия

Механизм возникновения домашнего насилия строится, как правило, с начинающегося психологического давления:

Сначала идет психологическая атака. Постоянной критикой рано или поздно снижается до предельного уровня самооценка. Подрывается вера в себя. Потом закладывается чувство вины. После того, как жертва стала сомневаться в своих способностях и правильности своих действий, агрессор заставляет ее почувствовать себя ничтожеством и безмерно виноватым перед ним человеком. Подмена идеалов и слом личности. Деспот закладывает новую модель жизни. Он рассказывает, что такое хорошо, и что такое плохо. А жертва, обескураженная критикой и нападками, соглашается, потому что уже не знает, где истина. При этом агрессор старается вырвать ее из круга людей, способных отрезвить ее разум. Тем самым обеспечивает свою полную непобедимость и сохранение контроля над жертвой.

Стадии насилия в семье

При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием. Если конфликт – это конструктивное разрешение спора, то домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия. Наличие паттерна - важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье.

На начальной стадии происходит нарастание напряжения в семье. Возрастает недовольство в отношениях и нарушается общение между членами семьи.

Затем происходит насильственный инцидент - вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера. Сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием.

Со временем следует примирение. Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на пострадавшую (-его), иногда отрицает произошедшее или убеждает пострадавшую (-его) в преувеличении событий. После этого наступает спокойный период в отношениях.

С течением времени каждая фаза становится короче, вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб. К сожалению, однажды проявившееся насилие, вероятнее всего, повторится, и не раз. В этом главное отличие домашнего насилия от обычного межличностного конфликта. Стоит ли жертвовать своей личностью и жизнью даже для горячо любимого человека? Вряд ли! Домашнее насилие приходит в семейную жизнь незаметно, а остается надолго. Оно разрушает отношения супругов и травмирует психику детей. А еще — практически все случаи морального насилия со временем заканчиваются побоями.


Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.