Необходимость выполнения артикуляционной гимнастики
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"?.. Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Детям трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык,а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.
Комплекс артикуляционной гимнастики
"Окошко"
Широко открыть рот - "жарко"; закрыть рот - "холодно".
"Заборчик"
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
"Дудочка"
С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
"Блинчик"
Улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.
"Чашечка"
Улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий язык
и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)
"Вкусное варенье"
Улыбнуться, открыть рот, широким языком, в форме "чашечки",
облизать верхнюю губу.
"Орешки"
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки.
"Чистим зубки"
Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
"Часики"
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
"Качели"
Улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,
затем - за нижние зубы.
"Лошадка"
Улыбнуться, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)
"Парашютик"
На кончик носа положить ватку, широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
Подготовила: учитель-дефектолог Глызина О.А.