Речевое развитие ребенка
Речь — основной инструмент взаимодействия людей. Однако взрослые часто забывают о том, насколько сложен процесс устной коммуникации, до той поры пока в семье не появляется ребенок, который только учится произносить свои первые звуки и складывать их в слова, а позднее — во фразы и предложения.
Только задумайтесь — чтобы полноценно освоить устную речь малышу требуются годы! С самого рождения ребенок тренирует свой язык, голосовые связки и мышцы лица; его мозг обрабатывает поступающие извне звуки, анализирует их и отдает команду для воспроизведения.
Склонившийся над колыбелькой взрослый умиляется первому лепету, а для ребенка это не только первые попытки общения, но и тренировка. А сколько слов необходимо запомнить малышу! При этом кроха не только должен уметь воспроизводить сочетание звуков, но и соотносить их с предметами, процессами и явлениями его окружающими.
Таким образом, речевое развитие ребенка — это колоссальная работа мозга. И она должна практически завершиться к семи годам. При этом под развитием речи понимают этапы и процессы, связанные с освоением ребенком устной и письменной речи.
Что входит в понятие «развитие речи»?
Часто родители понимают под развитием речи достаточно узкую область. Например, активный словарь ребенка определенного возраста часто кажется взрослым единственным критерием гармоничного речевого развития. Другие особое внимание обращают на чистоту произнесения звуков. Третьи — на длину и сложность составляемых после трехлетнего возраста предложений.
В зависимости от того, что взрослые вкладывают в понятие «развитие речи» будет значительно отличаться и их языковое поведение в отношении малыша. Кто-то настаивает на том, чтобы ребенок заучивал как можно больше стихов, кто-то старается «вложить в его голову» максимум различных понятий и значений, а кто-то настаивает на ежедневном повторении чистоговорок.
Однако данное понятие слишком широко, чтобы делать акцент на какой-то одной составляющей. Ведь конечной целью речевого развития ребенка является научение его грамотно и точно выражать свои мысли и описывать явления. Развитие речи тесно связано с формированием вербального мышления, усвоением законов коммуникации и многим другим. Если мы будем бесконечно говорить с ребенком то он непременно начнет разговаривать. Конечно особенный ребенок ребенок с непонимаем обращенной речи ,к сожалению, нет. Даже если мы будем круглосуточно читать сказки, называть цвета и цифры - якобы мы так создаем речевую среду. Нет. Главное для нас – вызвать потребность общения.
Классический пример с «Хочу пить!» Ребенок приходит на кухню и показывает на графин с водой, в лучшем случае. В худшем истерит и дергает маму в направлении графина. А она не услышав, даже не звука от ребенка бежит выполнять просьбу, которой……пока еще нет!
«О сыночек, любимый мой, конечно я налью тебе попить!»
- Ошибка – вы не включаете в нужный момент мотивацию. Просто сделайте вид, что не слышите. Пусть попросит голосом, скажет что-то сам. Не нужно играть в Ностардамуса и предугадывать желания ребенка на 100 шагов вперед. Вы не волшебница из сказки, вы мама. Это человек, который не обязан скакать и прыгать вокруг другого, пусть даже маленького и любимого человека. Хочешь? Попроси! Просто? Очевидно.
Другая история. Ученик в школе вышел к доске. Стоит пару минут думает над заданием. Нет бы дать ему подумать. Но на помощь спешит добрый учитель. И решает за него пример! Зачем вы это делаете? Откуда возьмётся мотивация к занятием, если как бы и учиться не нужно? Не лучше ли сказать, что да ты сейчас не решил пример, но я даю тебе 20 мин. Садись и делай, ищи способы: Сделает – похвалить! Пробовали?
Третья история. Не говорящий ребенок у дефектолога. Делает задание на сортировку. Не получается – и специалист сразу начинает подсказывать.
Не проще ли просто взять руку ребенка и направить? Да, это сложнее, вы же знающая и опытная можете сделать сортировку, а ребенок пока - нет. Так и дайте ему шанс сделать ему самостоятельно!
Мне кажется, что мы, взрослые, все стремимся сделать за детей, потому что желаем им добра. Хотим, чтобы лучше поняли, освоили, повторили.
А по факту оказываем медвежью услугу. Просто попробуйте сегодня не перекрывать детям кислород и построить занятие так, чтобы они чувствовали себя успешными. Сначала ваша мотивация, потом их результат согласны?
Как учитель-дефектолог я рекомендую вам родители:
1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
5. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: "Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер" и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.
6.Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
Не забывайте: развитие ребенка, играя с ним!
Ваш ребенок самый замечательный!
Учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад№2 г.п Хотимска» Зезюльчик О.С.