Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? Прежде всего, ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни средствами музыкальной выразительности.
Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом ее особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение определенному музыкальному жанру. Как учаться читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно. Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой. Еще одна особенность музыки - -воздействовать на человека с самых первых дней его жизни: услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредотачивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детсткого лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.
Первый признак музыкальности - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение.
Второй признак музыкальности - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребенок с желанием слушает.
Третий признак - проявление тврческого отношения к музыке. Дети импровизируют танцевальные движения под музыку, соответствующие характеру. Эмоциональные переживания детей приобретают эстетическую окрашенность. Общение с музыкой влияет на общую культуру поведения ребенка. Музыкальная деятельность (слушание, пение, игра на музыкальных инструментах) создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, эстетических предпочтений дошкольника.