Актуальность. Будущее родной Беларуси зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Особое значение в воспитании детей придается воспитанию чувства патриотизма, личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет чувство личной ответственности за судьбу Родины.
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей и родителей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми и родителями знаний об их родном городе.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине.
Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную?
Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку на родном языке, слышат светлую, мелодичную белорусскую музыку?
К сожалению, таких домов мало. А ведь семья, дом – основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом национальной культуры – словом, игрой, музыкой, цветом.
Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, его прошлом и настоящем, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина.
Главное – донести до родителей роль и значение национальной культуры в воспитании детей.
Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории родного города, местным достопримечательностям, воспитанию любви и привязанности к родному краю.
Задачи:
- формировать представления о родном городе, его прошлом и настоящем;
- развивать эмоционально-ценностные отношения к семье, дому, городу;
- воспитывать любовь, уважение и привязанность к своей малой родине;
- вовлекать родителей (законных представителей воспитанников) в образовательный процесс для совместной деятельности по изучению истории города, воспитанию любви к малой родине.
Теоретическая база проекта (формулировка ведущих идей и современных подходов):
В последние годы предлагается много пособий, технологий, концепций, позволяющих педагогам дошкольных учреждений грамотно строить работу по патриотическому воспитанию.
Но вместе с тем, анализ научно-педагогической и методической литературы показал, что большинство авторов указывая на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы.
В исследовании С. Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т. С. Комарова, В. И. Логинова, Т. Н. Бабаева, О. Л. Князева, М. Д. Маханева и другие делают акцент на приобщение детей к различным компонентам культурного наследия народа.
Современное учреждение образования призвано осуществлять гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится воспитанию. Воспитание любви к Родине, своей стране, ее законам и традициям является его основной задачей.
Задачи государственной политики в области воспитания определены в выступлениях Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Воспитать гражданина – патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества».
Уместно привести слова великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, который говорил, что: «… воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, какой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».
Современные подходы в воспитании подрастающего поколения основаны на воспитании гражданина – патриота.
Методы реализации проекта:
- беседы;
- игры (сюжетно-ролевые, дидактические);
- выставки творческих работ;
- виртуальные экскурсии в музей, знакомство с местными достопримечательностями;
- занятия;
- фотоальбомы;
- выставки;
- встреча с краеведами.
<iframe allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen="" frameborder="0" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/Io4L7199yjc" title="YouTube video player" width="560"></iframe>